Когда и как часто необходимо менять масло в коробке передач Лада Приора
Жидкая смазка, залитая в картеры агрегатов трансмиссии автомобиля, уменьшает силу трения и охлаждает контактирующие поверхности. Периодическая замена масла в коробке Приоры позволяет удалить продукты износа и снижает усилие, необходимое для переключения скоростей.
Владелец машины может провести обслуживание самостоятельно, воспользовавшись эстакадой или ямой в гаражном боксе.
Когда и как часто необходимо менять масло в коробке передач автомобиля Приора
На Приорах использовались 5-ступенчатые коробки передач как с ручным выбором скоростей, так и автоматизированные. Завод-изготовитель рекомендует обслуживать МКПП через каждые 75 тыс. км пробега или раз в 5 лет. Но поскольку из-за перепадов температуры происходит деградация жидкости, срок службы вещества снижается. Для поддержания работоспособности трансмиссии и увеличения ресурса следует производить замену через 35-40 тыс. км.
Внеочередное обслуживание производится в следующих случаях:
- после покупки автомобиля с пробегом;
- при попадании в картер посторонних примесей (например, воды);
- при проведении ремонта, связанного с разборкой узла;
- при падении уровня масла или обнаружении в жидкости металлической стружки;
- в случае заливки контрафактного вещества, которое выгорает в процессе эксплуатации или меняет цвет и консистенцию.
Трансмиссионное масло находится в нижней части корпуса коробки. Подача жидкости к зубчатым парам и подшипниковым опорам осуществляется разбрызгиванием, помпа в конструкции МКПП не предусмотрена.
Агрегаты автоматизированного типа (АМТ-2182) отличаются применением муфты сцепления с электронным контроллером, механическая часть трансмиссии остается неизменной.
Средний объем масла в трансмиссии
Объем вещества зависит от конструкции агрегата. В механических коробках, которые установлены на моторах с 8-клапанной и 16-клапанной схемой газораспределения, емкость масляного резервуара составляет 3,1 литра. Для проверки количества смазки предусмотрен щуп с металлическим стержнем, на нем нанесены засечки минимального и максимального уровней. Небольшими партиями производились машины Lada Priora с мотором с 16 клапанами, оснащенные 5-скоростной роботизированной коробкой АМТ-2182 объемом 2,25 л.
Пошаговая инструкция по замене смазки
Список необходимых инструментов и материалов:
- гаечный ключ размером 17 мм (рожковый или накидной);
- трансмиссионный шприц с удлинителем или самодельное приспособление для заправки масла;
- домкрат (используется при выполнении работ на площадке);
- резервуар для слива отработки, вмещающий до 5 л жидкости;
- канистра со свежим маслом;
- ветошь или металлическая щетка для удаления загрязнений;
- дополнительные ключи для снятия защитного экрана.
Если у владельца автомобиля нет специального шприца для заливки масла в агрегаты трансмиссии, то его можно сделать из обрезанной пластиковой бутылки и шланга длиной 1200-1500 мм. Детали соединяют между собой эпоксидной смолой или изоляционной лентой. Существуют конструкции, работающие под давлением. Оно создается насосом для накачки шин. В этом случае применяется целая бутылка с вклеенным штуцером, к которому подсоединяется трубка от насоса.
Сначала необходимо прогреть рабочую жидкость в картере коробки скоростей Лада Приора.
Для этого потребуется совершить поездку протяженностью до 10-15 км, дальнейшие действия по сливу рекомендуется выполнить за 10-15 минут. Следует помнить, что при работе двигателя на холостом ходу жидкость в агрегатах трансмиссии не прогревается.
Краткий алгоритм действий при обслуживании коробки на ВАЗ-2170 Приора:
Подготовка
- Установить машину над смотровой ямой или на эстакаде.
- Снять защитный экран, расположенный под поддоном двигателя и коробки передач. Для крепления щита применяются болты и дополнительные винты, размер и тип головок фиксаторов зависит от конструкции защиты.
- Протереть нижнюю часть картера ветошью, а затем открутить пробку ключом на 1-2 оборота.
Слив
- Подставить подготовленную емкость, отвернуть заглушку рукой и слить отработанную жидкость. Рекомендуется использовать защитные перчатки, поскольку возможно получение ожогов нагретым маслом. Для ускорения процедуры вынимают щуп из контрольного отверстия.
- Протереть пробку от частичек металла, прилипших к встроенному магниту. Загрязнения удаляются сухой тряпкой или материалом, смоченным в бензине. На заглушке предусмотрено уплотнительное кольцо, которое рекомендуется менять при каждой смене смазки.
- Дождаться окончания слива старого масла, а затем завернуть заглушку на штатное место и затянуть ключом. Отработка хранится в особом резервуаре для последующей утилизации. Если в слитом растворе обнаруживается пудра от изношенных муфт синхронизаторов, то картер промывается специальной жидкостью. Для этого включают 1-ю передачу на машине со снятыми передними колесами. Через 10-15 минут раствор удаляется из поддона.
Замена
- Чтобы заменить масло, требуется добраться до отверстия для щупа на верхней части картера. Для расширения рабочей зоны возможно снятие корпуса воздушного фильтра, который крепится к блоку дроссельной заслонки. В отверстие вводится удлинительный носик шприца или трубка, подсоединенная к обрезанной пластиковой бутылке.
- Залить в коробку 3 л масла (если обслуживается АМТ-2182, то количество снижается до 2,2 л), а затем проверить с помощью щупа. Для нормальной работы зубчатых пар доводят уровень до максимальной отметки.
- Установить на место снятые детали и совершить пробный пробег.
- Проверить отсутствие потеков смазки через сливную пробку и уплотнители.
Недостатком трансмиссии является ухудшенная смазка шестерен повышающей передачи, что приводит к появлению шума при работе. Некоторые владельцы заливают в картер дополнительно 0,5-0,7 л масла, которое в процессе эксплуатации выбрасывается наружу через вентиляционный канал. Через 1-2 тыс. км уровень доходит до максимальной отметки, а все излишки оказываются на внешней поверхности картера и защите двигателя.
Для замены масла в «полевых» условиях необходимо приподнять переднюю часть машины со стороны водителя, а затем выкрутить пробку. Отработку отправляют в емкость и на поверхность защиты. Автомобиль снимают с домкрата, масло сливают в течение 30-40 минут.
После установки пробки на место необходимо удалить потеки жидкости, заправить в картер агрегата свежую смазку, контролируя уровень штатным щупом.
Какое масло лучше выбрать
При поставке с завода в картере залито масло «Лукойл» ТМ-4-12 на минеральной основе, предназначенное для притирки шестерен. После проведения обкатки жидкость требуется слить, одновременно проверяя количество металлической пыли на магните, установленном в заглушке. В коробку скоростей следует заливать смазку на синтетической или полусинтетической базе, соответствующую стандарту вязкости SAE 75W-90 и классу API GL-4. Применять вещества, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания, категорически запрещается.
Преимуществом смазки класса 75W-90 является низкая температура замерзания, достигающая -40…44°С. В средней полосе России допускается использовать материалы с вязкостью 75W-80 или 80W-85, трансмиссионные масла категории 80W-90 рекомендованы для южных регионов (кристаллизация начинается при -10…12°С). Стандарт GL-4 определяет способность смазки выдерживать высокие контактные напряжения (до 3 тыс. МПа), возникающие в зубчатых передачах гипоидного типа.
Примером бюджетной смазки, используемой в коробках передач Lada Priora, является масло «Лукойл» ТМ-4 вязкостью 75W-90. В состав жидкости входит минеральная основа и комплекс синтетических присадок, снижающих скорость износа зубьев и синхронизаторов. Дополнительные примеси замедляют коррозию и улучшают переключение скоростей при отрицательной температуре. Масло выдерживает нагрев до 150°С без риска разложения и преждевременной деградации базы и присадок.
Полусинтетическая смазка Shell Spirax S4G разработана по заказу концерна Volkswagen для коробок скоростей легкой техники и малотоннажных грузовых автомобилей. За счет присадок обеспечено плавное переключение передач при отрицательных температурах и сохранность защитного слоя при нагреве трансмиссии. Производитель заявляет застывание на уровне -42°С, при воспламенении жидкость накаляется до 134°С.
Смазка Castrol Syntrax Universal относится к категории синтетических материалов, рассчитанных на эксплуатацию в нагруженных коробках передач грузовой или строительной техники. Преимуществом масла является совместимость с жидкостями на минеральной основе. Присадки обеспечивают снижение температуры замерзания и не разрушают резиновые уплотнители или синхронизаторы из цветных металлов.
Масло ZIC G-F TOP относится к синтетическим жидкостям бюджетной категории, используется на конвейере для заправки коробок передач автомобилей концерна Hyundai-Kia. Смазка удовлетворяет требованиям стандартов GL-4/5, отличается увеличенным сроком службы и обеспечивает защиту деталей от коррозии и механического износа. В состав масла входят моющие присадки, позволяющие удалить отложения с поверхностей валов, шестерен и внутренней части корпуса.
Предыдущая